6 реальных способов ездить на автомобиле и не владеть им

6 реальных способов ездить на автомобиле и не владеть им

Слово «каршеринг» прочно вошло в нашу жизнь и как устойчивое понятие. Каждому понятно, что оно означает — открыл приложение, нашёл на карте ближайшую свободную «общественную» машину, и через 5 минут ты уже за рулём. Но вариантов моделей «шеринга» — то есть совместного пользования — существует несколько. Рассказываем, чем они все между собой отличаются и для кого предназначены.

Традиционный каршеринг

Самое распространённое и понятное явление. Есть большой парк принадлежащих оператору машин, рассредоточенных по зоне действия конкретного сервиса каршеринга, и есть возможность забронировать любую из них. Открыл с помощью приложения двери, тем же способом запустил двигатель — и можно ехать. Тарифы — поминутный, почасовой, посуточный или фиксированный до конечной точки. Выбор машин и операторов широчайший, условия и цены тоже на любой вкус.

Подвидом каршеринга можно считать каршеринг бизнес-класса, в котором предлагаются автомобили соответствующего формата и без оклейки кузова. Это позволяет позиционировать престижный автомобиль как свой или корпоративный — для некоторых это важно. По упрощённой модели каршеринга также работают сервисы велошеринга и кикшеринга (краткосрочной аренды самокатов).

В скором времени можно ожидать и появления корпоративного каршеринга, который работает так же, как и обычный, но платит за поездки сотрудников компания. Подобная модель оплаты уже успешно используется в сервисах такси.

Основные игроки: Яндекс. Драйв, YouDrive, BelkaCar, Делимобиль, МатрёшCar, Карусель.

Преимущества: огромный парк автомобилей — почти всегда рядом найдётся что-то свободное; несколько крупных провайдеров обеспечивают большое разнообразие моделей, условий и тарифов; в большинстве случаев — бесплатная парковка в платной городской зоне; не нужно заботиться о заправке и мойке; автомобили доступны на спецстоянках в аэропортах.

Недостатки: автомобили не всегда в хорошем техническом и косметическом состоянии; необходимость тщательного осмотра машины перед каждой поездкой; ограничения по зоне, где можно оставить автомобиль; иногда до ближайшего свободного автомобиля приходится проделать не очень удобный путь пешком или на общественном транспорте.

Райдшеринг (он же — карпулинг)

Райдшеринг — это совместная поездка нескольких пользователей. Один из них выступает водителем на собственном автомобиле, а остальным с ним просто по пути. Поэтому используется в основном в междугородних поездках, хотя частным случаем райдшеринга можно считать стихийные (не на базе коммерческой платформы, а в обычном чате жильцов) договорённости обитателей жилого комплекса об утренних поездках до метро.

Найти попутчиков позволяет приложение, где пользователи указывают куда и когда они едут или собираются поехать. Система рейтингов и фильтров позволяет выбрать именно того пассажира или водителя, который по ряду признаков клиенту сервиса подходит больше всего. Экономическая модель строится на том, что пассажиры платят водителю за проезд, а сервис взимает с их взаимоотношений на электронной площадке свою комиссию.

Основные игроки: BlaBlaCar

Преимущества: чтобы воспользоваться сервисом, не обязательно иметь даже водительское удостоверение; недорогой способ перемещаться на дальние расстояния между городами; может сулить новые интересные знакомства; водителям с собственными автомобилями позволяет зарабатывать деньги.

Недостатки: возможны не самые приятные попутчики или не очень адекватные водители; повышенный риск в области личной безопасности для всех участников поездки; повышенный риск для водителей, потому что у пассажиров при себе могут находиться запрещённые предметы; меньшая гибкость по времени и маршруту в сравнении с каршерингом.


Автомобили по подписке

Один из самых новых и неизведанных способов владения и пользования автомобилем — по крайней мере, в нашей стране. Подписка представляет собой долгосрочную аренду (несколько месяцев или даже год и более), когда пользователь вносит платежи за пользование новым (или с небольшим пробегом) автомобилем, а компания берёт на себя все сопутствующие расходы и заботы — всё, кроме топлива, мойки и парковки. В идеальном варианте пользователь не только не думает о рутине при пользовании автомобилем, но и может менять его на другой (например, на кабриолет или минивэн) в зависимости от текущих потребностей.

Автомобили по подписке в мире предлагают как частные компании, так и автопроизводители — в экспериментах с этим форматом замечены Volvo, Cadillac, Porsche, Lexus, Audi, BMW. Но у большинства брендов до сих пор нет широкой сети офисов, выдающих машины по подписке, поэтому такая модель остаётся в значительной мере экспериментальной. В России из числа производителей первым подписку предложил бренд Volvo — кроссовер XC60 обойдётся в 60 тысяч рублей в месяц при заключении договора на 1 год. Вскоре за ними обещают подтянуться и Hyundai.

Преимущества: отсутствие связанных с владением автомобилем рутинных хлопот; возможность замены на другую модель; отсутствие необходимости иметь всю сумму для постоянного пользования дорогим автомобилем; выбор в основном из премиальных, интересных и необычных машин.

Недостатки: высокая стоимость в абсолютных цифрах; малый объём предложений и слабая конкуренция как в России, так и в мире; не очень ясные отличия от долгосрочной аренды; возможные ограничения по ежемесячному пробегу и зоне использования — в отличие от собственного автомобиля, который автомобиль по подписке и призван заменить.

Классический прокат

Прокат по схеме b2c (business to customer, компания — частным лицам) существует давно и сегодня принял более цивилизованные формы, а в некоторых случаях интегрировался в современные и гибкие сервисы. Чтобы не отдать новым форматам владения и шеринга слишком большую долю рынка, прокатные компании закупают современные автомобили, предлагают гибкие ценовые программы и всячески стараются быть современными, выгодными и вообще стереть грань между классическим прокатом и новомодными его формами.

Отдельным подвидом можно считать прокат автомобилей VIP-класса: всяких Rolls-Royce, Lamborghini, 911, «Геликов» или хотя бы Camaro. У таких компаний можно арендовать все основные актуальные спортивные и люксовые автомобили, но за это придётся хорошо заплатить: в среднем от 20 до 100 тысяч рублей в день плюс внести солидный обеспечительный платёж от 50 до 100 тысяч рублей. Это вариант для мероприятий, съёмок или когда очень нужно пустить пыль в глаза или неймётся прикоснуться к dolce vita.

Преимущества: понятная всем и хорошо знакомая схема аренды; большое количество компаний и высокая конкуренция; большой выбор автомобилей и условий; у некоторых компаний возможен прокат автомобиля с водителем.

Недостатки: наличие залога (иногда, довольно существенного); относительно высокие цены при краткосрочной аренде в пересчёте на долгосрочную; наличие на рынке не перестроившихся на современные реалии старых игроков со слабым клиентским сервисом (нет доставки, мобильного приложения, удобного сайта и пр.) и устаревшим автопарком.

Частник — частнику

Эта модель взаимоотношений на бизнес-языке носит название с2с (customer to customer) или p2p (peer-to-peer) на компьютерно-деловом. Смысл в том, что онлайн-площадка лишь помогает двум частным лицам найти друг друга и договориться о пользовании принадлежащему одному из них имуществом (машиной). По такому принципу успешно работает, например, сверхпопулярный сервис аренды недвижимости Airbnb.

В мире наиболее известной компанией такого типа является американская Turo, и наибольшее количество автомобилей доступно в США, хотя и в некоторых крупных городах других стран Turo также популярен. В России набирает обороты сервис Rent-A-Ride, который выступает агрегатором предложений частных лиц и прокатов. При этом некоторая доля владельцев автомобилей занимается такой деятельностью вполне профессионально — можно встретить частников, у которых в сервисе Rent-A-Ride зарегистрировано по несколько автомобилей.

Преимущества: если хорошо покопаться в каталоге машин, можно сэкономить; возможность получать в пользование эксклюзивные автомобили — ретро, экзотику, кастомы, спортивные, трайки и прочую технику, которой не найти у крупных компаний; позволяет частным лицам заработать на сдаче в аренду своих автомобилей.

Недостатки: недостаточно большая база и неравномерная география пользователей (лишь в некоторых городах действительно много предложений); за большинством машин нужно добираться самостоятельно и порой в довольно отдалённую местность; владельцы не всегда отвечают или соглашаются предоставить автомобиль; нет гарантий идеального состояния автомобиля; невозможность взять автомобиль на длительный срок; сложное урегулирование спорных ситуаций, в том числе при повреждении автомобиля.

Смешанные формы

Иногда предложение очередного стартапа из сферы автомобильного шеринга сложно отнести к какой-то категории, потому что оно сочетает в себе признаки сразу нескольких. Например, сервис Anytime Prime предлагает что-то среднее между бизнес-каршерингом и автомобилями по подписке. Выбирать можно из нескольких моделей Audi, BMW и Mercedes-Benz без оклейки, есть доставка, лимит по пробегу и по радиусу удаления от Москвы. Срок аренды не регламентируется. В итоге получается кратковременное или долговременное пользование свежим премиальным автомобилем, который воспринимается и позиционируется как личный. Машину доставят до адреса, а оставить и завершить аренду можно так же, как с обычными каршеринговыми.

Ещё один сервис, о сущности которого до сих пор идут споры в среде «каршероводов», — Voron. Основатель называет его каршерингом, но по сути это та же аренда частником у частников, только агентом между ними выступает не просто онлайн-площадка, а компания. Арендатор имеет дело с её представителями и получает доступ к парку по правилам каршеринга. А автопарк состоит из автомобилей частников, заключивших договор с «Вороном» с другой стороны — они приносят владельцам пассивный доход. Машины не имеют оклейки и парковочного абонемента в Москве, но их доставляют клиенту по адресу. Оплата поездок происходит в соответствии с таймером в мобильном приложении, а завершить аренду можно в пределах указанной зоны. Наличие депозита роднит этот сервис с традиционным прокатом — такой вот получается микс условий совместного пользования.

Дмитрий Ласьков
07:48
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

НазадПоделиться на сайт

Код для вставки на сайт:
Пример отображения:

X
Баннер №43
Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.