Баннер №17

Оркестр Когана представляет "Классику для всех"

Оркестр Когана представляет "Классику для всех"

Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана предлагает вниманию зрителей серию "Классика для всех", являющуюся важной частью просветительской миссии прославленного коллектива и продолжающую традицию общедоступных концертов.

Программы цикла включают в себя опусы признанных композиторов-симфонистов, ставшие визитной карточкой их неповторимого стиля для знатоков, а для любителей – надежным ориентиром в мире академической музыки.

Сезон 2019/2020 представит работы великих мастеров второй половины XIX века – скандинавских композиторов Эдварда Грига, Яна Сибелиуса и русских – Петра Ильича Чайковского и Александра Константиновича Глазунова. Дирижером выступит необычайно талантливый музыкант, профессор Центральной консерватории музыки в Пекине, художественный руководитель и главный дирижер Губернаторского симфонического оркестра Кузбасса в Кемерово Тао Линь.

Первое отделение откроет симфоническая поэма финского композитора Яна Сибелиуса "Финляндия". Судьба ее неразрывно связана с историческими событиями, ознаменовавшими конец XIX века в истории Финляндии. В финале столетия Сибелиус создает цикл, состоящий из увертюры и шести музыкальных картин, иллюстрирующих историю и мифологию финнов. Последняя из них, картина "Пробуждение Финляндии", была впоследствии переработана автором в самостоятельную симфоническую поэму, получившую громкое признание не только у себя в стране, но и за рубежом. В музыке в сдержанных, даже суровых красках изображена картина духовной жизни, чаяний и надежд финского народа. Шедевр Сибелиуса немногословен, но оставляет потрясающее впечатление величавой эпической фрески. Этому способствует не только монументальный состав оркестра, но и самобытный характер музыкальных тем, которые можно подчас принять за подлинно фольклорные.

Творческий путь первого норвежского композитора, добившегося громкого успеха в Европе – Эдварда Грига – также проходил в обстановке необычайного подъема национального самосознания в Норвегии, усилившегося интереса к ее историческому прошлому, искусству и фольклору. Именно бытовой мелос стал для Грига неиссякаемым источником вдохновения, пронизывающим все его творчество. Он писал: "Я вычерпывал богатую сокровищницу народных песен Родины, и из этого, до сих пор не исследованного, изучения норвежской народной души пытался создать национальное искусство...".

Неповторимый норвежский колорит отличает Концерт для фортепиано с оркестром Грига.

Три его части имеют стройную романтическую драматургию: страстный порыв чувств и светлая лирика в первой части, глубокая внутренняя сосредоточенность во второй и блестящая народно-жанровая картина в третьей. Все произведение связано единой линией симфонического развития, направленной к кульминации – гимнической коде финала, в которой на первый план выступает характер могучей Норвегии, воплощенной в истинно народных темах.

Сольную партию исполнит один из ведущих американских пианистов современности – Дерек Хан, оригинальный исполнительский стиль которого отмечен особой одухотворённостью, необычайной технической беглостью и кристальной ясностью воплощения замысла композитора.

Восхищаясь талантом Грига – своего близкого единомышленника, Петр Ильич Чайковский в 1888 посвятил ему увертюру-фантазию "Гамлет", написанную под впечатлением от одноименной пьесы Уильяма Шекспира. Очевидно, образ Гамлета, как его трактовали в романтически раздвоенном, полном колебаний XIX веке, был близок Чайковскому своим душевным смятением, борьбой с неумолимой судьбой, стремлением отрешиться от действительности и уйти мир мечты. Замысел написать сочинение на тему "Гамлета" Чайковский вынашивал более десяти лет, примериваясь с разных сторон к "чертовски трудному" для музыкального воплощения сюжету и портрету противоречивого принца Датского. В итоге, идея создать скромную пьесу для малого состава оркестра в драматическом театре переросла в развернутую самостоятельную программную фантазию для большого симфонического оркестра.

Увертюра Чайковского с ее поистине театральной глубиной воплощения драматического замысла, изобретательной оркестровкой и красотой проникновенных песенных мелодий стоит в одном ряду с лучшими творениями мастера. Роднит с ними и тень неумолимой зловещей судьбы, выражением которой в произведении становится властная тема призрака отца Гамлета, – она открывает увертюру, грозно появляется в кульминационный момент драмы и затем истаивает с последними аккордами в финале.

Завершением необычайно насыщенного вечера станет концертная сюита из балета "Раймонда" Александра Глазунова – одного из величайших композиторов, жившего на сломе двух противоречивых эпох – XIX и XX столетий. Обратившись к балетной музыке уже в зрелом возрасте, он использовал в ней свой опыт мастера яркого и красочного оркестрового письма. Глазунов обладал уникальной способностью претворять в стандартных танцевальных формах живые, одухотворенные музыкальные образы.

Так и в балете "Раймонда" сосуществуют два мира: полный благородства и рыцарского достоинства мир идеализированного Средневековья, в котором обитает главная героиня Раймонда, и варварский мир необузданных диких страстей, олицетворяемый сарацинским царем Абдерахманом и его свитой.

Эти противоположные образные сферы нашли свое отражение в музыкальной драматургии сюиты, составленной из нескольких эпизодов оригинального балета. Красота оркестровой ткани, эффектная изобразительность и мелодическая щедрость сочетаются в ней с драматическим противопоставлением контрастных полюсов – возвышенного "европейского" и притягательного в своем блеске "восточного".

Концерт серии "Классика для всех" состоится 16 ноября в 19:00 в Большом зале Консерватории им. П.И. Чайковского.

Интересная новость? Поделитесь с друзьями в соцсетях.
10:56
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

НазадПоделиться на сайт

Код для вставки на сайт:
Пример отображения:

X

Использование нашего сайта означает ваше согласие на прием и передачу файлов cookies.